Шашка в культуре казаков

Опубликовано: чт, 01/06/2022 - 18:42
Шашка в культуре казаков

"... И взор, мой обращен
На шашку, что весит так гордо,
Согретую ковром персидским,
Хранимой памятью сражений, 
Пролитой кровью недруга в боях
Как, вечная подруга,
Неустанно всегда, Ты рядом..."  

 

Носитель славы предков и как важнейший предмет культуры и быта казаков, холодное оружие является сосредоточением мужественности, имеющее особые магические свойства, которые активно используется человеком для борьбы с нечистой силой, с миром мертвых и чужих.

Шашка в культуре казаков. 

Упоминание о шашке появилось в начале XVIII века. Особое внимание уделялось в семействах казаков, где издревле хранились во множестве замечательные коллекции дорогих сабель и шашек. 
Шашка в курене хранилась на стене – «Хоть из дерева шашку сделай, а на стену повесь», она олицетворяла символ рода, его «Герб». Портупея висела на стене рядом с шашкой или могла быть прицеплена к ней.

Играй казачок, да учись!

В детских играх и в молодежных забавах и соревнованиях шашка использовалась постоянно. Детская шашка делалась из дерева, или из гибкой лозины, казачата выходили целыми легионами: они разделялись на две армии, выбирали себе атаманов и близ палисадника строили лагерь из камыша. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знаменами и хлопушками, на палочках верхом, сходились, высылали стрелков и наездников-забияк, нападали, сражались, рубились лубочными саблями, кололи друг друга легкими тросточками, отбивали знамена, брали в плен…Известные в наши дни казачьи игры такие как игра «В шашки» и игра «Царь».

Подготовка казака к службе.

В старшем возрасте шашкой приучали правильно рубить. Рубили всё в округе дрова, соседние кусты, заходили в камыш и наносили удары кистью, толстые палки рубили с плеча. 
Эти навыки казачата получали как в семье, так и от специальных инструкторов, которые согласно Войсковым распоряжениям специально преподавали им работу оружием в конном и пешем строю. 
Свои навыки казаки показывали на казачьих праздниках, а также в заключительной части лагерных сборов.
 Обучение молодых казаков производилось в станицах и хуторах в осеннее и зимнее время, свободное от полевых работ. Молодых казаков собирали для обучения в станицах и больших хуторах по назначению атаманов. Их обучали стрельбе, наездничеству, фланкировке пикой и рубке шашкой, в пешем строе маршировке и шашечным приемам.
Одним из приемов шашечной рубки был потяг - это режущее поступательное движение клинком, которое оказывалось необходимым не столько при рубке лозы, сколько при рубке упругих и объемных предметов. Такой удар отрабатывали по свежеиспеченному хлебу, который ставили на стол и старались разрезать ударом шашки. 
Режущим ударом рубили платки, жгуты соломы, глиняные конусы.
При рубке с коня шашечная портупея прихватывалась ремнем, что облегчало вынимание шашки из ножен и удерживало оружие при выполнении элементов джигитовки. Для того чтобы рука стала тяжелой (налилась кровью), темляк до упора обматывался вокруг кисти, можно предположить, что это способствовало и предохранению кисти от неудачного удара. 
Вынимая шашку из ножен, казак крестил оружие, молился. Шашка расценивалась как субъект, обладающий собственной волей. 
«Хорошая или добрая шашка!» ‑ говорили старики, хваля за рубку оружие, но не человека. «Замашная» шашка – говорили об оружие с ярко выраженным отвесом, в котором цент тяжести располагался далеко от рукояти. Постукивая клинком о деревянный чурбачок, учились определять центр удара, который обычно располагался в завершении дол, или ударом ладони по рукояти, смотрели, в какой части клинок производит наименьшее отклонение.
Рубке шашкой в конном строю, в малолетстве на коне учились владеть деревянным оружием, чтобы не повредить коня, учились рубить с оттяжкой, когда движение шашки после удара за счет изгиба кисти отводилось назад и в бок, не цепляя коня лезвием клинка. 
Ударом в центр тяжести шашки учились выбивать или ломать клинок противника. 
Ударом плашмя могли обезоружить врага, парализуя вооруженную руку противника. Болевые места руки и тела становились известны из практики кулачных и палочных боев.

Устройство шашки.

Особые элементы шашки заключались в «острие, полосе, рукояти, с отверстием для темляка. На полосе располагался обух, долы и центр удара, который находился в области окончания дол». 
Народные названия частей шашки тоже известны и дошли до наших дней. Острие – жало, обух, лезвие, рукоять состояла их спинки, брюшка, гусака или гуська, головки с ушками и клювом. 
Дол шашки мог быть украшен различными изображениями, в зависимости от происхождения клинка. Долы содержали изображение Богородицы и Христа.

Обряды казаков.

В свадебной обрядности молодые приезжая из церкви, проходили под скрещенными и обращенными обухом вниз клинками, что подчеркивало охранительную функцию оружия. 
Обух – защищал, на стене шашка висела обухом вниз. 
Шашку клали под кровать молодым для того, чтобы родился мальчик. 
Шашка сулила воину богатство и славу, отличия лучшие качества казака. 
Шашку надевали на мальчика в обряде инициаций, что обозначало его переход во взрослое состояние и проводниками его через умирание и воскрешение были конь и шашка (или дротик). Облачение в оружие, в справу есть характерный жест взросления.
Оружие перед боем настраивали тщательным образом, проверяли его подгонку, закрепляли, смотрели, чтобы клинок не шатался, был прямой и проч. Оружие, наделяемое собственной волей, могло подвести воина в бою, если его владелец совершал какой-либо проступок. 
Отсюда обычай совместной с оружием молитвы у казаков. «Когда молишься, приобнажи клинок, нехай сталь слушает молитву»- говорили Старики. Для верности христианские клинки содержали образы Богородицы, Христа, Небесного града.

Сохранилось еще и воспитывается с детства рассказами, песнями, примерами и соревнованием, родовой казачьей гордостью – воинская честь и ловкость, желание отличиться в боевых испытаниях, по наследству передается храбрость, любовь к оружию и щегольства.

По материалам из открытых источников
 

 ПРЕСС ИНФО СКО «Черноморская Сотня»  ОКО «Крымский казачий округ» Черноморского казачьего войска
 Пресс-служба войскового казачьего общества «Черноморское казачье войско»