Антон Сироткин: «Пришло время кардинальных изменений в сфере частных охранных организаций»

Атаман войскового казачьего общества «Черноморское казачье войско» казачий полковник Антон Викторович Сироткин выразил слова соболезнования родным и близким жертвам теракта, который произошел 22 марта 2024 года в «Крокус сити холле» в Подмосковье. Также Антон Викторович поделился своим мнением, исходя из имеющегося опыта и практики, касательно деятельности частных охранных организаций, их возможностях и проблемах на сегодняшний день.           

- В Подмосковье в концертном зале «Крокус сити холла» произошла чудовищная трагедия - бездушное нападение террористов на мирных людей, - сказал Антон Викторович. - Терроризму нет, и никогда не будет оправдания! От имени казаков Черноморского казачьего войска приношу глубокие соболезнования родным и близким погибших. Скорейшего выздоровления всем пострадавшим.

После трагических событий, которые переживает вся страна и весь мир, некоторые высокопоставленные политические деятели и государственные мужи в эфир заявляют о том, что необходимо усилить проверки деятельности охранных структур, предоставляющих соответствующие услуги.  Хотелось бы сказать из практики по этому поводу свои соображения. Так, средняя заработанная плата сотрудника охранной организации, в частности, если говорить о территории Крыма, составляет 18-20 тысяч рублей в месяц. Вопрос: За такую заработную плату будет ли работать высококвалифицированный подготовленный, молодой, с раскачанными бицепсами сотрудник? Ответ очевиден. Конечно, не будет. За эти деньги, как правило, мы видим людей предпенсионного или пенсионного возраста, либо людей с соответствующими способностями. При этом данные сотрудники имеют всё соответствующие документы: свидетельства частного охранника, справки о прохождении периодических медицинских проверок, допуски к работе с оружием и т. д. Но качество услуг охраны остаётся на низком уровне. Почему? Не потому, что мало контроля со стороны Росгвардии, прокуратуры и т. д., тому есть на мой взгляд несколько важнейших причин: 

1. Отсутствие гос. регулирования ценообразования на услуги охраны приводят лишь к одному - к хаосу. Неблагонадёжные участники рынка в погоне за контрактами открыто демпингуют при проведении конкурентных процедур, что приводит в конечном счëте к невозможности оказывать услуги по охране надлежащим образом. Заказчик при этом разводит руками и указывает на 44-ФЗ или 223-ФЗ о госзакупках. Но в подавляющем большинстве случаев сам заказчик не отстаивает необходимый бюджет для организации эффективной охраны. Попросту экономит. В этом на мой взгляд есть главная проблема. Нельзя безрассудно экономить на безопасности. Последствия таким действиям мы видели и не раз. 

2. В реестре служебного оружия, разрешённого к применению частным охранным организациям есть: оружие ограниченного поражения (травматическое), длинноствольное огнестрельное полуавтоматическое и короткоствольное нарезное (ИЖ -71). При этом приобрести в собственность охранные предприятия могут только травматическое. Остальное бери в аренду у Росгвардии. Мало того, из существующих правил следует, что одна единица оружия полагается на двух сотрудников. Эти правила показывают свою несостоятельность и неэффективность. 

При всем при этом можно сделать следующий вывод: необходимо не усиливать проверки и давление на частные охранные организации, - подчеркнул Атаман войска, - а посмотреть в корень и пересмотреть правила работы и создать необходимые условия частным охранным организациям, и только после этого требовать, усиливать контроль и т. д. Что я имею в виду?  В первую очередь необходимо урегулировать на федеральном уровне ценообразование за услуги частной охраны, установив разумный, обоснованный минимум при определении начальной стоимости услуги, исключив возможности демпинговать. В этой части можно привести в пример Крым. Стоимость услуги охраны на сегодняшний день в среднем по Крыму составляет 150-170 рублей в час за один пост, что не позволяет выплачивать охраннику больше той суммы, которую я озвучил раннее (18-20 тыс. руб/мес). Поэтому я призываю людей государственных, чья работа нацелена на совершенствование данного сегмента рынка - рынка охранных услуг, посмотреть в эту сторону. Не со стороны Росгвардии, не со стороны контролирующих органов,  а со стороны предприятий, которые эту услугу оказывают. Если мы хотим действительно повысить качество  предоставляемых услуг, то надо начинать смотреть с этой точки зрения. Ну а что касается непосредственно трагических событий в Подмосковье, можно сделать некоторые замечания. Сотрудников охраны было бы в десять раз больше, но, это ни чего бы не изменило, ни один из них не имел специальных средств для того, чтобы вступить в противостояние с нападающими. Таким образом, следует обратить внимание на то, что в местах массового пребывания граждан, таких как, торговые и многофункциональные центры, кинотеатры, рынки, стадионы и т. д. необходимо ввести правило, чтобы сотрудники были со специальными средствами, а именно с оружием. Только так, и никак иначе. 

Как только у нас что-то случается, связанное с противоправными действиями в местах скопления людей, все службы почему то сразу кидаются на охранные структуры и усиливают проверки их деятельности. Все сотрудники и так постоянно контролируются на предмет наличия различных разрешений, свидетельств охранника, периодичность медицинских проверок, разрешение на оружие и т.д. Но суть от этого не меняется! Условия для качественного предоставления услуги государством не отрегулированы. Оттого рынок разбалансирован и не позволяет охранным организациям выйти на нужный уровень предоставления услуг. 

Это серьезный вопрос, который тревожит всех тех, кто оказывает услуги охраны, а Черноморское казачье войско также участвует в этом процессе, - отметил казачий полковник. - И нам есть с чем сравнивать. Так, как на новых территориях бюджетами заказчиков предусматриваются обоснованные, достойные деньги, то и зарплата у сотрудников охраны соответственно в 4 - 5 раз больше, чем в Крыму.  За эти деньги там несут службу люди, имеющие боевой опыт, специальную подготовку, соответствующую физическую подготовку, все разрешительные документы и т.д. И соответственно, услуга оказывается на совершенно другом качественном уровне. Сотрудник полностью готов к выполнению поставленных задач по нейтрализации вооруженных преступников. В то время как сотрудники частных охранных организаций на территории Крыма готовы едва ли по вышеперечисленным причинам. Есть над чем задуматься. 

Пресс-служба войскового казачьего общества «Черноморское казачье войско»