Каково быть «самым многодетным отцом Крыма» и атаманом самого молодого войска? Как и почему казаков надо растить с юности, а всех, кто хочет присоединится к их культуре, – оказачивать? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью порталу «Российское казачество» рассказал атаман войскового казачьего общества «Черноморское казачье войско», казачий полковник Антон Сироткин.
Казак – кто это?
Казак – это воин, а все остальное – это потом, это сопутствует казаку. Да, мы любим петь песни. Да, мы так спляшем, что никто другой так не спляшет. Но это потом. А в первую очередь мы должны уметь воевать и защищать свою Родину, свой дом, свой очаг, своих детей.
Мы воюем сейчас уже не на конях. Понятно, что война сейчас – новые технологии, квадрокоптеры, управляемые средства поражения, ракеты, артиллерия, авиация. А чем мы отличаемся от другого солдата? Мы ж не можем достать шашку, сесть на коня и попереть против Leopard2, которые сейчас наш противник пытается против нас выставить и представить это супергрозным оружием. Да ну Господи, нам все равно, кого жечь: Leopard, или советский танк, или еще там что-нибудь. Все оно горит и будет гореть так ярко и красиво, как должно.
Мы также учимся сейчас, осваиваем новые средства ведения боевых действий, современное вооружение, технику, учимся, но при всем при этом у нас есть свои отклонения.
Когда мы выходили, я принципиальным вопросом оставлял за собой организацию структуры подразделения. Да, мы взаимодействуем с вооруженными силами, но внутри подразделения наша структура отличается по своему содержанию. Почему? Потому что нам так удобно.
Как после начала СВО изменилось отношение к казакам?
Вот сейчас все становится на свои места. Сейчас очень четко люди, жители России, понимают, и складывается объективная оценка. Люди видят, кто такой казак, чем он занимается и его роль и место в нынешней обстановке и для России в целом. А как я уже ранее сказал, казак – это воин. Вот если он умеет хорошо воевать, значит, он приносит пользу своей Родине, своему народу, защитник Отечества и так дальше.
Очень рад тому, что мы уже окончательно и бесповоротно избавляемся от термина «ряженый», и это уходит в небытие. Вот для меня это архиважный момент, потому как ранее это сделать было сложно. Само сознание казаков было сырым, казаки не то что стеснялись... Ведь во многом это последствие того террора, который был произведен в отношении казачества в период Гражданской войны. Бабушки и дедушки, которые доживали до нашего времени и еще живут, они до сих пор боятся вслух произносить, что они имеют отношение к казачьим родам, настолько государственная система была заточена на уничтожение как класса, как народа. Стереть с лица земли, растворить, распылить и размазать.
А в современной России все вот буквально до начала 2000-х годов, все было нацелено на то, чтобы сделать из казаков просто ряженых клоунов.
Сейчас поменялось все, и время расставило все на свои места, и казаки кровью заслуживают сейчас уважение в обществе. За это низкий поклон всем и каждому, кто ценой своей жизни сейчас выводит казачество на совершенно законный уровень и положение в обществе.
Какой вклад казаки вашего войска вносят в достижение целей СВО?
Я могу вам абсолютно точно и с абсолютной уверенностью и официально заявить о том, что Черноморское казачье войско первым вошло в зону СВО, среди казачьих войск. Еще до объявления начала проведения СВО, то бишь 24 февраля 2022 года, а именно 20 февраля я находился в городе Донецке и по указанию Южного военного округа, по согласованию с главой Республики Крым, я приступил к формированию первого добровольческого казачьего батальона. И 28 февраля он уже приступил к выполнению боевых задач.
Честно говоря, я был уверен, что мы с первым батальоном будем более тесно работать, но так сложились обстоятельства, что с одного направления он сразу же был переброшен (с донецкого направления на херсонское, наиболее на тот период проблематичное), и мне ничего другого не оставалось, как вернуться в Крым, оказать всю необходимую [помощь] в доукомплектовании. Мы поставили туда все необходимое – бронежилеты, материально-техническое обеспечение, – все из Крыма благодаря главе республики, вот просто огромнейшее спасибо, который с первых дней СВО постоянно оказывает внимание и регулярную помощь, я даже не могу объяснить, в каких объемах.
И после того как ребята там вошли в активную фазу, 18 марта, думаю: нет, дела так не делаются, одного батальона мало.
Я издаю приказ о создании второго казачьего батальона, но уже здесь душа моя, алчущая, требующая справедливости, и обостренное чувство справедливости взыграло – я принимаю командование этим батальоном на себя, и 24 марта казачий штурмовой батальон «Таврида», сформированный под Мариуполем, берет курс и выдвигается на запорожское направление. И мы спокойненько-преспокойненько полгода воевали с фашистами, за что я отдельно благодарен каждому из казаков, которые были там.
Почему для меня было важно быть там? Во-первых, я так считаю, и я в этом уверен: атаман обязан быть там, куда он отправляет своих казаков. Он обязан видеть и знать в деталях и изнутри, что там происходит на месте, не по докладам, не приехал – уехал – посмотрел, понял – не понял, сделал – не сделал. Нет, он обязан знать все, что называется, своими глазами увидевши.
Дальше. Это позволяет минимизировать потери и внести оперативные корректировки в работу, что нам, в свою очередь, наверное, помогло минимизировать наши боевые потери. В конечном счете мы получили высокую оценку нашей деятельности от командования армии, к которой были приданы. И я с абсолютно спокойной душой после завершения контракта вывел батальон на территорию Республики Крым.
На этом наше участие в СВО не заканчивается. Казаки (чуть больше полугода прошло) отдохнули, осмотрелись, и сейчас мы намерены вернуться в зону СВО. И со следующей недели, даст Бог, мы начинаем формировать только уже подразделение чуть побольше. Поэтому пусть фашист не утешает себя мыслью, мы скоро обязательно встретимся с ними, к сожалению или счастью, без цветов, но обязательно встретимся и погоним всю эту нечисть назад.
В каких направлениях госслужбы задействованы казаки вашего войска?
Для нас, для реестровых казаков, действует 154-й федеральный закон «О государственной службе российского казачества», в котором все виды деятельности для реестрового казака четко прописаны.
На территории Крыма и города Севастополя мы выбрали наиболее актуальные направления, которые на сегодня требуют особого внимания. С учетом нашей молодости и того, что пока еще по многим вопросам мы, что называется, целину поднимаем, мы приоритетность для себя определили.
Первое. Это, естественно, безопасность. В этой части мы взаимодействуем с правоохранительными органами, обеспечивая охрану общественного порядка, обеспечивая охрану на мероприятиях культурно-массового характера. Помимо этого осуществляем взаимодействие с МЧС. Крым – это все-таки жемчужина, где нельзя допустить… Условно говоря, выгорит гектар, а ущерба принесет на большие-большие десятилетия, я имею ввиду нашу уникальную флору, фауну, то есть здесь, что называется, каждое растение на особом счету. Поэтому работа с МЧС по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций – это также в приоритете.
И, соответственно, сейчас выходит на особый, наверное, даже лидирующий план – взаимодействие с Министерством в части, касающейся вневойсковой подготовки казачьей молодежи, привлечение их в вооруженные силы, популяризация службы в армии. И, собственно говоря, сама служба.
Сейчас, вы сами знаете, что в период проведения специальной военной операции казаки не все имеют возможность пойти в регулярную армию, но для нас государство открыло такую возможность, и мы вполне себе успешно имеем возможность формировать добровольческие отряды, которые великолепно проявляют себя на полях сражений с фашистами в зоне боевых действий. Черноморское войско не исключение.
Как воспитать казака сегодня?
Казака нужно делать с самого юного малолетнего возраста. Ведь когда мы говорим: культура, традиции, обычаи – это такие вроде бы как общие фразы, а что в глубине этих фраз? А это обычная жизнь, каждодневная, обыденная.
Садится казак за стол: как он садится, куда он садится, когда он садится, что он перед этим делает, перед принятием пищи.
То есть как минимум все знают, что за стол первым садится глава, что называется, казачьей семьи и первым покидает стол. Перед этим вся семья читает молитву, переходит к трапезе, по завершении трапезы также читается молитва. Все.
Поведение в семье, обращение с женщиной как с берегиней, как с хранительницей очага, как, что называетсяпо-армейскому, с замом по тылу. То есть пока казак занимается своими ратными делами, иными государственными, производственными, в мирное время ведет свою деятельность, то что? Женщина – это глубокий тыл, надежный и крепкий, который осуществляет всю бытовую работу, и он об этом не должен думать. Должно быть четкое распределение, что называется, обязанностей, и это должна понимать и казачка, и будущий глава семьи – казак.
Это нужно все воспитывать на примере собственном. Если же это делает родитель, то это впитает в себя и ребенок. Если этому не придерживаются, собственно говоря, родители, откуда он это возьмет?
Поэтому в первую очередь воспитание начинается с семьи, ну а дальше очень правильная политика сейчас направлена на создание системы непрерывного казачьего образования. Этому особое внимание уделяется и Всероссийским казачьим обществом, это обозначено четко и в деталях расписано в Стратегии развития государственной политики в отношении казачества до 2030 года, где целевыми показателями зафиксировано открытие казачьих классов в общеобразовательных школах, в дошкольных учебных заведениях, казачьих кадетских корпусов, создание казачьих культурных центров дополнительного образования и так далее.
Какова функция казака-наставника?
Кто обыденно, жизненно будет своим примером показывать и внушать молодому сознанию ту казачью идею? Поэтому, создавая казачий класс, дошкольное учебное заведение, казачий кадетский корпус, просто необходимо сразу же продумывать, чтобы там на постоянной профессиональной основе присутствовали казаки, которые будут осуществлять наставническую деятельность.
Воспитанник не может понимать всех нюансов, тонкостей. Кому он этот вопрос задаст? В общеобразовательной школе открыт казачий кадетский класс, учительница также далека от казачества, хотя наверняка и хотела бы познать и познает, у нее даже много вопросов может возникнуть по тому или иному, как это сделать правильно, как справу правильно подогнать, о том, что связано с обращением с нашим холодным оружием. Откуда они могут знать о вот этих тонкостях взаимодействия и структуры подчинения. Я уже не говорю о том, что такое круг, что такое казачий сход, что такое казачий суд и пошло-поехало. Конечно, посторонний человек не знает, он скажет: вы что, с ума посходили, государство в государстве какое-то у них свое там. Но фактически оно и вырастает в ту самобытную казачью культуру и обосабливает нас, и отличает от других.
Мы самоорганизованный народ, у нас есть собственная система самоуправления, собственные методы обучения, собственные методы ведения боевых действий и пошло-пошло-пошло.
Разве это плохо? Да, конечно, это хорошо, но, воспитывая подрастающее поколение, мы не можем достичь нужного результата, если каждый день не будет рядом находиться человек, который будет владеть и понимать то, о чем я сказал, и передавать это молодому подрастающему поколению.
А на выходе мы должны иметь то, что в принципе сейчас видим: пришла беда на нашу землю, казаки первые в строю.
Разве это не показатель того, что есть самоорганизованность, очень явно выраженная, и стремление, желание защитить свою землю, свой народ, и умение это сделать правильно, и умение это делать. Вот это и есть тот результат, который должен всегда поддерживаться, и тогда не произойдет вырождения казачества, превращения в каких-то там гармонистов и так дальше.
Что для вас значит быть атаманом?
На самом деле атаман – я всегда говорю всем своим атаманам нижестоящим, казакам… К атаманству нужно стремиться, но эту должность нельзя воспринимать как манну небесную – и все, жизнь удалась. Боже упаси! Это очень тяжелая работа, это очень серьезная ответственность и фактически это крест по жизни.
Я всегда привожу в пример и говорю, что я в Крыму самый многодетный отец.
Почему я так говорю? Потому что, когда атамана приводят к присяге,он произносит следующие слова: «Я ваш отец, вы мои дети». После этого он целует крест, Евангелие и дает клятву на верность казачеству, на верность делу и так дальше.
Для меня это не пустое: я не могу просто давать обещание на Евангелие, так как я являюсь православным, истинно верующим человеком. Для меня это очень все серьезно и поэтому каждое слово перед Евангелием и крестом для меня очень дорогого и важного стоит.
Поэтому, после того как меня избрали атаманом, я получил дополнительную ответственность и, что называется, дополнительную головную боль. Но я добровольно на это пошел, потому что мы к этому шли. Если Господь так сподобил меня взять этот крест, я не имею права от него отказаться и буду выполнять свои обязанности ровно столько, сколько мне будет оказано доверие казаками, ровно столько, сколько буду полезен войску. Тут правильно недавно мысль одна прозвучала: атаманом нужно находиться ровно столько, пока ты не начинаешь приносить вред. Я рассчитываю не ждать, пока начну приносить вред, а ровно столько находиться, пока от меня будет польза. Просто сидеть в атаманском кресле – это преступление.
Об этом я говорил буквально 22 апреля этого года на отчетном круге войсковом, критиковал некоторых атаманов нашего войска за очень пассивную безынициативную деятельность, которая приводит, собственно говоря, просто к топтанию на месте. Освободите, ну если у вас не получается или нет желания, или нет возможности, отойдите, дайте возможность эту работу делать тем, у кого горят глаза, у кого есть идеи, у кого есть желание, стремление к развитию казачьих обществ.
Поэтому атаманская доля, она крайне тяжелая. Нам постоянно приходится сталкиваться с новыми и новыми вопросами, в которых еще практики нет. На сегодняшний день политика государственная настолько динамично меняется в отношении казачества.
Может ли человек, присоединившийся к казакам, стать настоящим казаком?
Казаков нужно плодить, казаков нужно растить, оказачивать тех, кто стремится к познанию нашей культуры и встать к нам в строй. Наш батальон «Таврида» за полгода прирос 20 с лишним казаками, и мы их верстали прямо на передовой в храме. Разве они чем-то отличаются от нас? От меня, от другого родового казака?
Нет, это теперь мои дети и я еще стал богаче на несколько десятков казаков там. Для меня это очень дорого.
Созидать нужно, созидать, расширять, укреплять, строить, сохранять, но никак не отделять себя от кого-то и от чего-то. О каком продолжении казачьего рода ты говоришь, если ты говоришь: нет, все в сторону, только я родовой казак, а вы ко мне не подходите. И что ты добился этим? Глупости просто, я это не приветствую и, Боже упаси, я никогда не соглашусь с таким подходом к делу.
Как изменилась государственная политика в отношении казаков?
Это удивительно и это здорово, потому что государство сейчас уже не наполовину, уже открытой грудью становится лицом к казачеству. Говорит, мы слышим эти посылы, что казаки государству российскому нужны и государство готово оказывать всестороннюю помощь в развитии. Ну что еще нужно? Нужно просто правильно понять эти посылы, сделать соответствующие выводы и наладить работу. Это и получается сейчас сделать.
Сейчас полностью вся структура готова: начиная с первичных казачьих обществ и заканчивая всероссийским. Мы имеем замкнутый цикл, то есть полностью выстроенную вертикаль на всех уровнях. Да, у нас есть много еще, что нужно отшлифовать внутри системы, но структура выстроена.
Нужно теперь не изобретать велосипед, а на эти кости наращивать, что называется, мясо. Все будет хорошо.
Источник: портал «Российское казачество» (https://kazachestvo.ru/20230517/418625.html)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии